Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество характеризуется стремительным ритмом жизни, что делает его не только стрессогенными, но и в отдельных случаях экстремальным.
Это, прежде всего, предопределено множеством факторов: социально-экономическими условиями, политической ситуацией, экологией окружающей среды, нарастающим информационным воздействием, окружающим нас.
Все эти факторы в той или иной мере влияют на наше психологическое здоровье, на эмоциональное благополучие.
Личность, способна демонстрировать высокую устойчивость к стрессовым факторам окружающей среды, преодолевать неблагоприятные средовые условия.
Эта способность личности получила в психологии определение «жизнестойкости».
Наличие такого качества личности важно в современных условиях как никогда.
Современная психология демонстрирует особый интерес к этому феномену, его важность для поддержания психологического здоровья человека в современных условиях.
Прерогатива введения данного термина в научную терминологию принадлежит американским психологам Сальвадору Мадди и Сьюзен Кобейс.
Этот термин введен в 80-х годах прошлого века как понятие «hardiness», означающее в переводе с английского языка «выносливость», «стойкость», «крепость».
С.Мадди и С.Кобейс определяли «hardiness» как особое интегративное качество, как систему установок и убеждений о мире и о себе, которое позволяет личности не просто вынести ситуацию стресса, но и сохранить при этом свой внутренний баланс и гармонию.
По мнению авторов, «hardiness», не только облегчает человеку понимание своих реальных возможностей, но принятие собственной уязвимости [Наливайко, с. 213].
Это качество личности создает особенную основу, которая помогает организму воспринять стрессовые воздействия, но найти в их негативе новые возможности для себя.
В отечественной психологии изучением данного феномена активно занимался Д.А.Леонтьев.
С его подачи термин «hardiness» в русском языке приобрел понятие «жизнестойкость».
Это придало данному термину особую эмоциональную окраску. Понятие «жизнестойкость» окрашено эмоционально словом «жизнь» и включает психологическое качество «стойкость».
По мнению Д.А.Леонтьева, жизнестойкость является личностной чертой, характеризующей меру преодоления личностью себя. В его понимании, основными составляющими жизнестойкости являются убежденность личности в готовности справиться с ситуацией и открытость ко всему новому.
Жизнестойкость оказывает влияние на оценивание существующей ситуации, позволяя осознавать ее менее трагичной, а также на действия человека, активизируя заботу человека о собственном здоровье и психологическом благополучии [Наливайко, с.11].
Изучением жизнестойкости занимались Е.А.Евтушенко, Я.А.Долженко, М.Ю.Кузьмин, С.Мадди, Х.С.Мухаммад, Т.В.Наливайко, Д.А. Леонтьев, Е.И.Рассказова, А.Н.Фоминова и другие.
Время обучения в высшем учебном заведении признается наиболее важным в жизни человека, так как этот временной период является периодом становления личности, профессионала, члена общества.
Это связано с процессом обучения и социальной средой вуза. Обучение в вузе сопряжено с процессом профессионального становления личности: с профессиональным самоопределением, с развитием профессионально важных качеств, с формированием системы жизненных смыслов и ценностных ориентаций, с адаптацией к условиям обучения и окружающей среды.
Адаптация является тем стартовым механизмом, на основе которого формируются все остальные процессы [Богданов].
Адаптация студентов - это фактор повышения эффективности его профессиональной подготовки и социального становления (Смирнов А.А.). Так как потребность в компетентных специалистах остается постоянной, то проблема адаптации студентов к учебе в вузе остается одной из ведущей темой исследования в современной психологии.
Изучением адаптацией студентов к учебе в вузе занимались такие исследователи как Г.В.Безюлева, Р.В. Богданов, Л.К.Гришанов, А.В.Дмитриев, В.Н.Дружинин, А.В.Карпов, Я.Л.Коломинский, А.А.Налчаджян, АА.Реан, А.А.Смирнов, Н.А.Ощуркова и другие.
В ходе анализа научной литературы установлено, что исследований, посвященных изучению жизнестойкости и социально-психологической адаптации достаточно, а исследований взаимосвязи жизнестойкости и социально-психологической адаптации студентов первого курса вуза нет.
Выявление взаимосвязи между жизнестойкостью студентов первого курса вуза и уровнем их социально-психологической адаптации стало проблемой данного исследования.
Объект исследования: жизнестойкость как психологическая категория.
Предмет исследования: Особенности жизнестойкости современных подростков.
Цель исследования: выявить особенности жизнестойкости современных подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать определение и подходы к социально-психологической адаптации.
2. Исследовать жизнестойкость как психологическую категорию.
3. Проанализировать взаимосвязь между жизнестойкостью молодежи.
Методологической основой исследования стали теория качества жизнестойкости С.Мадди, теория социально-психологической адаптацией Абульхановой-Славской, А. А. Началджяна, А.А. Реана).
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; проведение диагностики по выбранным методикам, статистическая обработка материалов.
Статистические и интерпретационные, расчеты производились с помощью статистической программы SPSS-17.
В исследовании использовались следующие методики:
- опросник жизнестойкости С. Мадди,
- методика диагностики социально-психологической адаптированной К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА),
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава I. Теоретические основы изучения жизнестойкости современных подростков
1.1 Особенности подросткового возраста
В первую очередь подростковый возраст характеризуется интенсивными изменениями как в физическом плане, так и с точки зрения психологии. Темп роста в период подросткового возраста сравним с тем, как растет ребенок до 2 лет, при этом особенность подростков заключается в более быстром росте скелета. Мышечная ткань растет несколько медленнее, из-за чего многие подростки кажутся нескладными и неуклюжими. Внутренние системы органов также развиваются интенсивно. Важным моментом является половое созревание, которое начинается именно в подростковом возрасте и сопровождается интенсивной выработкой гормонов у подростков обоих полов.
Поскольку изменившийся гормональный фон влияет на настроение, для этого периода характерны резкие эмоциональные перепады, а также склонность к конфликтам и агрессии. На первый план выходит общение со сверстниками, тогда как учеба для некоторых становится второстепенной. Под влиянием внешних факторов, а также внутреннего формирования собственного «Я» происходит переоценка ценностей и самоопределение на будущее. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребенок стремится продемонстрировать собственное взросление, но в то же самое время не готов возложить на себя ответственность.
Период подросткового возраста охватывает временной промежуток от 12 до 17 лет. В силу того, что на протяжении этого времени происходит большое количество изменений, целесообразно разделить этот этап на два периода – младший и старший подростковый возраст.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.–М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Акопов Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа. – Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ун-та, 2002. – 206 с.
3. Аминов Н. А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов // Психологический журнал. – 1992. – № 5. – С. 104–110.
4. Анцыферова Л.Н. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 3–16.
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.
6. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 104 с.
7. Белова Д. Е. Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. – Екатеринбург, 2004. – 26 с.
8. Богдановская И. М. Смысловая организация современного религиозного опыта личности: дис. … канд. психол. наук. – СПб, 2002. – 187 с.
9. Бодалев А. А. Смысл жизни и акме человека. Соотношение «будничного» и «высшего» Я/ Психолого-педагогические и философские аспекты смысла жизни (материалы 1-2 симпозиумов). – М.,1997. – С. 29-40.
10. Бодалев А. А., Ганжин В. Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни// Мир психологии. – 1999. – № 2. – С. 11-23.
11. Божович JI.И. Избранные психологические труды. – М.: Междунар. пед. Акад., 1995. – 212 с.
12. Бозаджиев В. Л. Имидж психолога. – М.: Академия Естествознания, 2009. – 219 с.
13. Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексии и обоснованности самооценки в зависимости от внутренней позиции школьника (млад. школь. и подр. возраст): Дис…канд. психолог. наук. – Сургут, 2000. – 175 с.
14. Братусь Б. С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали созна¬ния // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. ¬– М.: Смысл, 1999. – С. 284–298.
15. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль,1988. – 301 с.
16. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии.–1993. – № 3. – С. 99-105.
17. Буякас Т. М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. – 2000. – № 1. – С. 56–63.
18. Вайзер Г. А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека// Психологический журнал. – 1998. – № 5. – Т.19. – С. 3-14.
19. Вахромов Е. Е. Вершины жизни и пути их достижения. Самоактуализация, акме и жизненный путь человека// Прикладная психология.– 2001. – № 4, 2002. – №№ 1, 2. – С. 129-133.
20. Верняева Т. А. Профессионально-личностный портрет психолога: дис. ... канд. психол. наук. – Санкт-Петербург, 1997. – 200 c.
21. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. / Л.С. Выготский – Т. 3. – М.: Педагогика, 1984. – 546 с.
22. Гаврилова И. К. Особенности коммуникативной сферы студентов-психологов и ее развитие в процессе обучения: дис. ... канд. психол. наук: – Иркутск, 2004. – 184 c.
23. Гинзбург М. Г. Личностное самоопределение как психологическая проблема. // Вопросы психологии. – 1982. – №2. – С. 19-26.
24. Густелева А.Н. Смысложизненные ориентации учителей с несформированным уровнем эмоционального выгорания / Проблемы исследования синдрома выгорания и пути его коррекции у специалистов помогающих профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): Сб. научных статей. – Курск, Изд-во Курского госуниверситета, 2007. – С.49-51.
25. Донцов А. И. Профессиональные представления студентов-психологов / А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова // Вопросы психологии. – 1999. – №2. – С. 42–50.
26. Завалишина Д.Н. Методологический аспект смысложизненной ценности профессионального труда / Д.Н. Завалишина // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: материалы VIII – X симпозиумов: в 2 ч. – М.: Смысл, 2004. – Ч. 1. – С. 168 – 172.
27. Постникова М. И. Психология отношений между поколениями в современной России : автореферат диссертации . доктора психологических наук / М. И. Постникова. — СПб., 2011. — 54 с.
28. Сиврикова Н. В. Социально-психологические особенности представителей поколений 70—90-х гг. : автореферат диссертации ... кандидата психологических наук / Н. В. Сиврикова. — Ростов-на-Дону, 2015. — 22 с.
29. Antonovsky A. The Sense of Coherence as a Determinant of Health / A. An-tonovsky // Behavioral Health : a Handbook of Health Enhancement and Disease Prevention / J. D. Matarazzo, N. Miller (eds.). — New York : Wiley, 1984. — Pp. 194—202.
30. Kobasa S. C. Existential Personality Theory / S. C. Kobasa, S. R. Maddi; R. Cor-sini (ed.) // Current Personality Theory. — Itasca, IL. : Peacock Publisher, 1977. — Pp. 243—275.
31. Maddi S. Dispositional Hardiness in Health and Effectiveness / S. Maddi // Encyclopedia of Mental Health / H. S. Friedman (ed.). — San Diego (CA) : Academic Press, 1998. — Pp. 323—335.
32. Maddi S. Hardiness Considered Across Cultures / S. Maddi, R. Harvey // Handbook of Multicultural Perspectives on Stress and Coping / P. T. P. Wong, L. C. J. Wong (eds.). — New York : Springer, 2005. — Pp. 403—420.
33. Maddi S. Hardiness Training at Illinois Bell Telephone / S. Maddi // Health promotion evaluation / J. P. Opatz (ed.). — Stevens Point (WI) : National Wellness Institute, 1987. — Pp. 101—115.